Альтернативы российской нефти на рынке Европы нет

Чрезвычайная ситуация, вызванная повышенным содержанием хлорорганики в российской нефти, не оказала негативного влияния на ее стоимость в Европе. После решения вопросов с компенсациями транспортировка по магистральным трубопроводам поднимется до прежнего уровня, пишет «Московский комсомолец». Российская нефть по-прежнему остаётся для Европы безальтернативным продуктом.

По данным сервиса Flows Explorer (компании «Рефинитив СА») европейские нефтяные терминалы в мае текущего года существенно нарастили объемы получаемой нефти. Однако, ЧС с повышенным содержанием хлорорганики в российской экспортной смеси, не оказала негативного влияния на стоимость Urals в Европе. В начале апреля баррель Urals с поставкой в Северо-Западную Европу торговался на Лондонской бирже в пределах 65-67 долл. США, к концу мая, после ряда скачкообразных изменений в сторону роста и падения, вернулся к тем же величинам. И по единодушному мнению экспертов общее колебание цен на сырье связано с торговой войной между США и Китаем.

Сократившиеся поставки по трубопроводу «Дружба» компенсируются радикальным увеличением танкерных отгрузок в портах, через которые в основном отгружается нефть европейским потребителям. По данным «Транснефти» в мае месяце поставка через порт Новороссийск составила 3 млн т (+600 тыс т к марту), через порт Приморск 4,6 млн тонн (+ 1,1млн т к марту), через порт Усть-Луга – 3,1млн т (+300 тыс т к марту). Причем через порт Усть-Луга в первой половине мая также отгружалась нефть с повышенным содержанием хлорорганики, однако доверие к отгрузкам и здесь не было подорвано.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ДНК поможет собирать солнечную энергию

Максимальная загрузка портов будет сохраняться до возобновления поставок по м/н Дружба на прежнем уровне.

Также по сообщению «Транснефти», нефтяным компаниям были предложены дополнительно две танкерные позиции по 100 тыс. т на восточном направлении, в Козьмино. Но востребованной оказалась только одна.

Максимальная загрузка портов будет очевидно сохраняться до возобновления поставок по магистральному нефтепроводу «Дружба» на прежнем уровне.

Так по информации того же сервиса Flows Explorer польский порт Гданьск в мае текущего года планирует получает 2,16 млн т нефти, что выше уровня марта в 2,6 раза (843,5 тыс т). При этом 65% этого объема обеспечено за счет поставок из портов системы Транснефть — Усть-Луга и Приморск. И это несмотря на все разговоры об отказе от российской нефти еще до попадания хлора в «Дружбу».

«Сейчас Польша получает нефть через Гданьск. Перевалка через два порта  накручивает по $5 на каждый баррель нефти. При таких условиях восстановление трубопроводных поставок в полном объеме не вызывает сомнений» — считает эксперт Института развития технологий ТЭК Илья Надточей.

Что может помешать?

Проблемы, связанные с компенсацией убытков, из-за аварии. «Транснефть» обязалась покрыть убытки потребителей своих партнёров. Но если говорить юридическим языком, то круг их значительно уже, чем может показаться. Предположим речь идет о польском НПЗ, на который попала нефть с хлорорганикой. Договор по поставке нефти заключён у НПЗ у польского оператора трубы. Тот в свою очередь заключал договор с белорусским предприятием. А уже белорусский с российской «Транснефть»… И каждый договор надо будет рассмотреть в судах разных инстанций, везде возможны кассации, апелляции и прочие адвокатские уловки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Путин подписал закон о спекуляции билетами в 2019 году

Кроме того, встанет и еще один вопрос – ну «Транснефть» призналась, пропустила хлорорганику. А почему качество нефти не проконтролировали при переходе из одной страны в другую, почему не сделали анализ поступившем партии на заводе? «Транснефть» ежедневно контролирует 10 основных параметров нефти. Хлорорганика станет 11. А как у остальных, европейских партнёров? Т.е. первоначальное предложение белорусов говорить не юридическим языком, а «по-совести» и означает обсуждение размера компенсации вместо череды бесконечных судов для подкормки армии адвокатов в течение десятилетий…

«Стороны постараются избежать судебных разбирательств и договорятся о «джентльменском» соглашении по выплате компенсаций, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Еще ни одна из нефтяных компаний не подала иск против «Транснефти». А европейские потребители заинтересованы в продолжение поставок российского сырья по «Дружбе», при этом, обращаясь в суды, они рискуют увязнуть в разбирательствах на годы».

Глава концерна Total 29 мая Патрик Пуянне сообщил газете Le Figaro, комментируя ситуацию с принадлежащим концерну НПЗ в Лойне, что компания потребует компенсаций за очистку нефти из расчета 15 долларов за баррель.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бессмертный полк в Москве рассчитывает объединить еще больше людей

Общий объем заактированой «грязной» нефти, как сообщил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, составляет около 3 млн тонн. Если перемножить цифры, то размер компенсации, по мнению западных потребителей, составит немногим более $300 млн. Собственно, это и есть цена репутации «Транснефти» – отсудить эти деньги нельзя, можно получить их при условии доброй воли, т.к. сама российская нефть в любом случае, как мы видим, остаётся для Европы безальтернативным продуктом.

3 июня в Москве прошли переговоры по величине компенсации. Размеры желания Запада озвучены. Слово за российскими компаниями.

 

Автор: Валерий Беглов