Как инвестору распознать в стартапе будущий Facebook или Google

Когда-то интернет-гиганты были стартапами и мало кто мог предсказать их будущий оглушительный успех. Как инвесторы поняли, что именно в эти проекты следует вложить свои средства?

В курсе лекций фонда Y Combinator для инвесторов сооснователь первой рекламной платформы LinkExchange Али Партови рассказал, какие методы работы позволили ему инвестировать на ранней стадии в Facebook, Uber, Dropbox, а также разглядеть талант сооснователя PayPal.

Будьте активны. Партови начал работать разработчиком программ, но всегда хотел запустить свой бизнес. Узнав, что несколько друзей из колледжа запустили компанию, он присоединился к ним и помог создать первый рекламный продукт в интернете LinkExchange. В нем впервые была реализована концепция интернет-рекламы, баннеры и множество других вещей, включая концепцию подсчета CTR (за сколько просмотров в среднем пользователь делает клик на баннере).

Выбор сотрудников. Поработав в стартапе и продав его Microsoft в 26 лет, Партови понял главный принцип набора сотрудников: «Нанимайте классных людей».
Это правило он советует инвесторам для подбора основателей стартапов.

Где искать стартапы? Есть смысл в том, чтобы поддерживать умных людей из своего круга, которые запускают новые компании. Идея вторична, первично понимание, что этот человек — бриллиант. Смысл в том, чтобы инвестировать в умную голову, а уже потом в идею, в которую вы можете даже не верить.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Известного блогера зарезали после лекции о спорах в интернете

Среди сотрудников LinkExchange был талантливый программист, у которого была своя софтверная компания. Его звали Макс Левчин. Оригинальная идея его стартапа PayPal выглядела тупой. Это было приложение для отправки денег с одного карманного компьютера Palm Pilot на другой. В то время мало кто знал, что такое вообще Palm Pilot. Казалось, что у такой компании нет будущего. Но Левчин с коллегами смог модифицировать идею в крупную платежную систему.

В вузе Али Партови соревновался за звание «лучшего программиста» с братом Хади и сокурсником Крейгом Сильверстайном (Craig Silverstein). Сильверстайн, по воспоминаниям Али, был невероятно смышленым малым и когда он после окончания учебного заведения ушел в магистратуру, Али стал лучшим программистом, потом запустил свою компанию и успешно продал ее Microsoft. В общем, стал лучшим. Однажды Сильверстайн написал Партови, что наконец-то собирается ехать в долину, делать с друзьями по магистратуре свой поисковик и будет первым сотрудником в их компании. В тот момент Али подумал, неужели ему никто не сказал о существовании 10 других поисковых систем? Друзей Сильверстайна звали Сергей и Ларри, а компанию, как вы уже догадались, — Google.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Звезды показали самую удачную позу для фотосессий в купальнике для инстаграм

Как инвестору распознать в стартапе будущий Facebook или Google

Дальний круг. Если ближний круг контактов исчерпан, Партови рекомендует искать молодых разработчиков в университетах, но при этом необходимо четко оценивать качество их работы и уровень профессионализма. Брат Али, Хади Партови, проводил собеседования в Стэнфорде, разыскивая сотрудников для Facebook. Он нашел сильного разработчика Макиндэ, но прежде чем нанять его в компанию Facebook, спросил: «Кто самый умный на потоке?» Макиндэ назвал Араша Фирдоуси. Фирдоуси в Facebook не попал, так как занялся своим сервисом — Dropbox.

Нарушайте правила. Али Партови вспоминал, что на первой встрече с Цукербергом в Facebook братья заметили, что Марк чем-то похож на Билла Гейтса. Им понравились его активность и амбиции, подкрепленные уверенностью, что он действительно может сделать это. Так они инвестировали в Facebook. А затем начали помогать компании с наймом сотрудников. Предпочитали брать на работу более молодых, хотя никто ранее не советовал так поступать. На начальном этапе средний возраст сотрудников составлял 21 год.

Как инвестору распознать в стартапе будущий Facebook или Google

Инвестировать лучше вместе. Братья Партови считают, что при инвестировании на ранней стадии лучше сверяться с чьим-то независимым мнением. Али сравнил это с влюбленностью: вы можете быть очарованы стартапом и замечаете только позитивные факторы, не видя отрицательных сторон проекта. Но ваш друг, взглянув со стороны, может указать на какие-то реальные проблемы, скрытые от вас «туманом любви». Когда вам очень нравится компания, вы можете не замечать очевидных плохих сигналов. Второй человек поможет принять взвешенные решения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Онлайн казино Эльдорадо – реальная возможность развлечься и выиграть

Об образовании. Люди не осознают, что большинство успешных компаний в Америке были основаны ИТ-учеными. Даже такие компании, как Netflix, которая начинала совсем не с высокотехнологичного бизнеса, а с аренды DVD.

И немного магии. Когда делать выход из стартапа — как нет универсальной пилюли, так не существует и верного ответа на такой вопрос. Партови представляет гипотетическую ситуацию: вы вложились на ранней стадии небольшой суммой, а сейчас эти инвестиции стоят в тысячу раз больше. Есть вариант отпраздновать это, но есть и вариант вложить огромную сумму повторно, чтобы получить еще больше. Невозможно понять, будет ли она расти дальше или уже выросла до максимума. Понимание должно появиться на уровне интуиции. У Партови чутье точно есть, у него в портфеле помимо Facebook еще и Dropbox, Airbnb, Uber и другие известные компании.

Журнал «Форбс»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here