Содержание
Великий вторник страстной седмицы Великого поста несет особый смысл
Православные верующие чтят сегодня Великий вторник — второй день Страстной седмицы, последней недели Великого поста.
Согласно преданию, в этот день следует вспоминать об Иисусе и о беседах, которые он вел со своими последователями и с простыми людьми. В частности, вспоминаются обличение Христом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные в Иерусалимском Храме — о воскресении мертвых, о Страшном суде и некоторые другие.
Великий вторник страстной седмицы Великого поста, история
Согласно Евангелиям, во вторник утром Христос пришёл в Иерусалимский храм, где в последний раз проповедовал перед народом. Он произнёс обличительную речь о лицемерии фарисеев, которые хитростью и льстивыми словами хотели «запутать» Иисуса и дать повод донести на него римским властям. Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Ин. 8, 49). Стоило Христу ответить «да», как фарисеи бы обвинили его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог послужить предлогом объявить Иисуса мятежником. Но Христос попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Богословский смысл этих слов заключался в том, что светской власти не стоит вмешиваться в дела веры, а учение Христа находится вне политики.
Покинув храм, Христос поведал своим ученикам о грядущих событиях – о разрушении Иерусалима и о Втором пришествии Спасителя. Пророчество о судьбе столицы иудеев сбылось в 70 году н. э., когда город Иерусалим был взят штурмом и разрушен до основания императором Титом. На вопрос учеников, когда именно ждать Второго пришествия, Христос ответил уклончиво и посоветовал в любой момент быть готовыми к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Мф. 24, 42).
Из всех Евангельских наставлений, произнесённых Христом во вторник, Церковь особенно почитает притчу о десяти девах. Притча повествует о том, как десять дев, взяв свои светильники, вышли навстречу Жениху. Пять мудрых дев взяли с собой запас масла для ламп, тогда как другие пять дев не подумали об этом. В полночь оказалось, что у пяти неразумных дев масло закончилось и светильники перестали гореть. Мудрые же девы воспользовались запасом масла – их светильники не потухли. Пока остальные девы покупали масло, двери дома, куда они должны были войти для встречи с Женихом, уже затворились. В этой притче девы символично обозначают христиан, светильники – человеческие души, а масло для ламп – добрые дела. Жених же в этом сказании – сам Иисус Христос. Мораль притчи состоит в том, что мудрым христианам следует заранее «запасаться» добрыми и благими делами, и огонь души их не погаснет до прихода Спасителя (Страшного Суда). Когда именно грядёт это событие, Христос вновь не упоминает прямо, а лишь наставляет: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий» (Мф.25:13).
Вторая притча о талантах является как бы продолжением притчи о десяти девах. Таланты – это монеты той эпохи. В притче рассказывается, как Хозяин (символически – Иисус Христос), отправляясь в другую страну, призвал своих рабов (прообраз учеников и последователей Христа) и поручил им своё имение. Одному досталось 5 талантов, другому два, третьему – всего один. После того как Он уехал, тот, кому досталось пять монет, употребил их в дело и приобрёл ещё пять монет, то же самое сделал и второй раб – и получил ещё две монеты. Последний раб, которому достался один талант, закопал его в саду в землю. Когда Хозяин вернулся обратно, то потребовал отчёта о вверенных рабам талантах. Тех, кто приумножил его дары, Он похвалил, а того, кто зарыл талант в землю, Он наказал изгнанием из своих владений. Церковь приводит эту притчу в назидание тем, кто решил дарования Божьи (что и символизировали таланты) не приумножить, не пустить на дела милосердия, а «зарыть в землю», тем самым обрекая себя на изгнание из Царства Божия после Страшного Суда.
Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста
Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!
Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!
Традиции на Великий Вторник
На Руси по утру православные верующие принимались за изготовление соченного молока. Для этого в ступке толкли льняные и конопляные семечки с добавлением воды. Соченным молоком поили домашний скот для профилактики заболеваний. Им же окропляли свое жилище, дабы уберечься от нечистой силы, сглаза и болезни. К приготовлению соченного молока в Великий Вторник допускались только женщины, ибо считалось, что иначе молоко утратит свои чудесные свойства. Примечали, если скотина не пила соченное молоко, то от такой живности проку не ждали. Считали, что такая скотина либо больна либо сглажена.
Притчи о неверном и благоразумном рабах
В Страстной Вторник Христос поведал иудеям, как один господин, покидая свой дом, оставил на хозяйстве двух рабов. Один раб благоразумно управлял делами своего хозяина, другой, напротив, вел себя неподобающе и избивал себе подобных. Хозяин неожиданно вернулся. Благоразумный раб стал управляющим, а второй раб был предан смерти.
Суть сводится к тому, что люди должны быть готовы достойно предстать перед Господом, укреплять свою веру, свершать благие дела, ибо потом будет поздно что-либо изменить, и к этому призывают священнослужители в своих молитвах, возносимых в Великий Вторник.