МОСКВА, 17 июн – РИА Новости. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что премьер-министр Украины Владимир Гройсман и глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев создают «искусственное банкротство» газотранспортной системы страны, депутат намерена подать заявление в Государственное бюро расследований.
Ранее Кабмин Украины утвердил выделение газотранспортной системы (ГТС) по модели OU (ownership unbundling), предусматривающей выведение за пределы группы «Нафтогаз» как оператора, так и газотранспортных активов. Между тем, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко говорил, что выделение ГТС по модели OU ослабит переговорные позиции «Нафтогаза» с «Газпромом» по транзиту газа с 2020 года и повлечет проигрыш украинской компании в Стокгольмском арбитраже.
«Мы завтра передадим в Госбюро расследований мое собственное заявление против Гройсмана и Коболева, которые де-факто совершают преступление по созданию искусственного банкротства газотранспортной системы, доведения ее до развала. Нам нужно этот процесс останавливать», — заявила Тимошенко в понедельник в эфире телеканала Newsone.
По ее словам, экс-президент Украины Петр Порошенко вместе с премьером начали процесс «теневой приватизации ГТС» и хотят «контрольный пакет ГТС отдать абсолютно неизвестно каким компаниям». Тимошенко добавила, что пока команда президента Владимира Зеленского будет «знакомиться с ситуацией», Украина может «потерять ГТС».
Украинские власти критиковали Тимошенко, которая распорядилась подписать газовый контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» в 2009 году. В частности, Гройсман заявил, что Тимошенко ввергла страну «в колоссальный долговой контракт», который назвал «антинародным и антизаконным». Крупнейшая в украинском парламенте фракция «Блок Петра Порошенко» (БПП) требовала рассмотреть вопрос о «совершении госизмены» и коррупционной составляющей этого соглашения. Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 и феврале 2018 года вынес решения по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контрактов на поставку и транзит газа, обязав в итоге российскую компанию выплатить украинской 2,56 миллиарда долларов. «Газпром» их обжаловал в марте, а в мае потребовал полной отмены «транзитного» решения.
Существует два варианта выделения ГТС: модель ISO (independent system operator) предусматривает выделение независимого оператора, тогда как газотранспортные активы остаются у «Нафтогаза», другая модель — OU (ownership unbundling), предусматривающая выведение за пределы группы «Нафтогаз» как оператора, так и самой ГТС. В «Нафтогазе» в конце декабря заявляли, что только модель ISО позволит компании продолжать арбитражные разбирательства с «Газпромом» по транзиту. В мае Коболев заявил, что план по выделению украинской газотранспортной системы (ГТС) за пределы группы «Нафтогаз» выполнен на 80-90%, до 1 июля будет создана компания, которая станет ядром нового оператора.