Содержание
Человечество всегда стремилось к счастью и хотело построить справедливое общество. В СССР и других странах были предприняты попытки построения общества равных возможностей. Многие исследователи сходились в том, что отмена частной собственности, экономическое планирование и социальные достижения по совокупности можно назвать социалистическим обществом.
Эти основные черты СССР копировались и приспосабливались различными развивающимися странами к своим условиям. И все же попытки воплощения желанного идеала оказались неудачными. Почему же Советский Союз потерпел крах?
Было построено государство с развитой индустриальной структурой, всеобщим образованием и социальным обеспечением. СССР был промышленной, ядерной и космической державой, где производилось абсолютно все: от бытовой техники до космических кораблей и ядерных ракет с компьютерной навигацией. В СССР было бесплатное и лучшее в мире образование, бесплатные жилье и медицина. Прививалась массовая культура интеллигенции XIX века: классическая музыка, театр, балет и литература. Культивировалась дружба народов, выдвижение этнических меньшинств и женщин.Почему же 26 декабря 1991 года сессия Верхней палаты Верховного Совета СССР приняла декларацию о прекращении существования СССР? Социологи и политологи называют много причин кризиса и распада Советского Союза. Здесь приведем три основные.
1. Крах идеологии и кризис доверия к власти
Идеалисты двигают наш эгоистический мир вперед, но за ними приходит совсем другая волна – прагматическая, которая начинает подминать под себя идеалы пионеров и работать по обычным эгоистическим законам. К 1960-м годам появилось поколение с гораздо большим эгоистическим желанием, которое стало подвергать сомнению советскую идеологию. Не последнюю роль сыграли и преследование инакомыслящих, террор и репрессии. Косыгинская реформа 60-х, горбачевский комплекс мер под общим названием «Перестройка» и принятие кооперации в конце 80-х подготовили почву к отказу от социализма.
2. Экономический спад
Советская пропаганда подчеркивала социальные преимущества СССР. Как ни странно, именно это сравнение сыграло против власти, как только наметился экономический спад. Зарплата, которая не позволяла «свести концы с концами», проблемы с получением и обслуживанием жилья. Кроме того, веру в социализм подточили дефицит и однообразие товаров широкого потребления (холодильник, телевизор, мебель и даже туалетная бумага, которые нужно было «доставать», стоять в очередях). На деле, это был провал экономического соревнования с капиталистическими странами.
3. Авторитарный характер общества
Идеал социализма подчеркивал создание условий для свободного, разумного, деятельного и независимого человека. На деле, принудительный коллективизм нивелировал личность, индивидуальность, национальную и религиозную принадлежность. При ослаблении центральной власти усилились центробежные националистические тенденции. Желание народов самостоятельно определять свою судьбу вылилось в тенденцию, названную впоследствии «парадом суверенитетов» 1990—1991 годов.
СССР просуществовал 70 лет, но развалился с такой скоростью, которую не могли предсказать даже пророки скорого конца социализма Иммануил Валлерстайн и Рэндалл Коллинз. Они увидели тенденции непосильных геополитических издержек и масштаб институционных проблем Союза.
И. Валлерстайн сравнивал Советский Союз с заводом, захваченным профсоюзными активистами в ходе забастовки. Они вводят строгую дисциплину, добиваются лучшего распределения материальных ценностей, но не могут достичь равенства и демократии.
Э. Фромм объяснил, что мышление, политическая и социальная система СССР во всех отношениях была чужда духу Марксова гуманизма. В этой системе человек – слуга государства и производства, а не высшая цель всей общественной деятельности. А концепция Маркса основана на том, что социализм это общество, в котором материальные интересы перестают быть основными интересами человека.Маркс не ограничивал свою цель освобождением рабочего класса, а мечтал об освобождении человеческой сущности путем возвращения всем людям неотчужденного труда, об обществе, которое живет не ради производства товаров, а ради превращения человека в полноценно развитое существо.
Маркс в своих трудах указывал, что, прежде чем строить коммунизм, необходимо пройти определенное общественное развитие. Ведь коммунистическое общество, в первую очередь – сознательное общество, в котором все связаны в одну семью и каждый чувствует себя частью других. Это требует от человека полного понимания своей природы и цели, к которой мы должны прийти.
Современный человек является полной противоположностью интегральному (коммунистическому) обществу, он абсолютно отчужден от других людей, не желает думать и заботиться о других. Этот человек знает только один способ отношений с внешним миром: обладание и потребление. И чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни.
Поэтому, прежде чем строить коммунизм, необходимо пройти определенное общественное развитие. Необходимо создать в обществе такой способ взаимоотношений, в которых человек сможет преодолеть отчуждение от своего труда, окружающих людей и природы, создать условия, в которых человек сможет найти себя и взять бразды правления в свои руки так, чтобы жить в единстве с миром. Ведь коммунистический социум, в первую очередь – сознательное общество, в котором все связаны в одну семью и каждый чувствует себя частью других. Это требует от человека полного понимания своей природы и цели, к которой общество должно прийти.
Коммунизм не может быть облачен в эгоизм! Сначала надо подготовить людей, воспитать их в духе интеграции и взаимосвязи. Этого не было сделано ни в СССР, ни в других странах, где пытались освободить рабочий класс и осуществить равенство и братство.
Бааль Сулам очень четко указывал, что коммунистическое общество может быть построено только в той стране, где люди полностью избавляются от эгоизма, то есть поднимаются на первые минимальные духовные ступени. Как сказано в его книге «Последнее поколение», человек в этом случае должен работать на отдачу и получать наслаждение от того, что он отдает, а не получает.
Сначала надо изменить человека, но речь идет не о насильственных мерах. Интегральное воспитание говорит о смягчении эгоизма, о том, чтобы мы начали понимать, что находимся в интегральной среде, и это закон природы, от которого никуда не денешься.
Требуется такая внутренняя трансформация человека и его взгляда на мир, которые невозможно реализовать за короткий срок ни силой, ни убеждением – необходим длительный процесс воспитания.
Причина неудачи претворения идеи коммунизма в жизнь в том, что теория разошлась с практикой! Никто не смог изменить эгоистическую природу человека на альтруистическую. На этом «споткнулось» все человечество.
Однако системный кризис раскроет человечеству, что все люди взаимосвязаны. Они увидят, насколько ужасно оказаться в замкнутой системе с нашим раздутым эгоизмом! Ведь когда мы поневоле движемся к замкнутому обществу, в котором все люди на Земле ощущают себя как в одной семье, но в такой, где невозможно мирно сосуществовать, тогда мы, естественно, пытаемся разорвать между собой все связи.
Именно такие условия являются предпосылкой войн, конфликтов и террора. Человечество делает все, что угодно, чтобы подсознательно избежать той связи, которую его эгоистическое начало не может вынести.
Что же делать, если мы видим, что природа все равно ведет нас к этому? Люди разводятся, отдаляются друг от друга, поглощают наркотики и антидепрессанты только потому, что инстинктивно не хотят быть правильно взаимосвязанными между собой.
Человечество неосознанно действует вопреки вынужденному всеобщему сближению. Но выхода нет, мы все равно будем сближаться, потому что природа загоняет нас в состояние полной зависимости друг от друга. Это закон развития, которому невозможно противостоять – он выше нас.
В книге «Последнее поколение» Бааль Сулам пишет, что, так или иначе, человечество придет к коммунистическому обществу. Это общество, в котором человек живет не для того, чтобы заработать. Его воспитывают так, чтобы у него не было никакой потребности брать от общества больше, чем ему нужно для существования. Он не заботится о себе, поскольку окружение берет на себя все заботы о нем.
Его работа, в первую очередь, заключается в желании быть правильно связанным со всеми остальными и производить только те блага, которые необходимы обществу, чтобы обеспечить насущные потребности человека.
Все это решается воспитанием, которое идет параллельно с преобразованиями в обществе – не раньше, и не позже. Но самое главное – человек приходит к состоянию такой взаимосвязи с другими, когда он не чувствует разницы между собой и остальными. Он связан с ними настолько, что для него «я» и «мы» полностью сливаются. Пропадает эгоизм, разделяющий нас, и каждый начинает ощущать всех, как себя.
Реализация интегральной методики позволяет обществу взойти на более высокий уровень, где ясно видно, что надо перевоспитывать себя, как это делать, к чему мы обязаны прийти. Она четко указывает, по какой тропинке можно дойти до цели, правильно работая над собой.
Литература
- Есть ли будущее у капитализма? Сб. статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. / пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
- Лайтман М., Духовное возрождение. Издательская группа kabbalah.info, 2008.
- Лайтман М., Хачатурян В., Перспективы XXI века: Рождение интегрального мира. М.: ЛЕНАНД, 2013.
- Маркс К., Капитал. Критика политической экономии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 23, Москва. 1960.
- Маркс К., Критика Готской программы. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 19, Москва. 1960.
- Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 42, Москва. 1960.
- Ростов В. Так почему развалился СССР?
- Славская М. 10 главных причин распада СССР.
- Фромм Э. Марксова концепция человека.
- Хазин М. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. Рипол-Классик, 2019.