Одним из самых интересных и любимых в народе кинокомедиографов — по праву считается Леонид Гайдай. Интересно, что его творческий путь начинался с провалов — три его первых фильма были на голову разгромлены критиками, да и у народа большой любви не сыскали. И за этого он даже чуть было не ушёл из кино. Но потом пришёл успех. И начался он с короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс».

Идея этого фильма пришла к нему в посёлке Глазково, что сейчас является одним из районов Иркутска. Там жили родители Гайдая, и он, после своих неудач, уехал к ним в так называемый творческий отпуск. Именно там, листая подшивки старых газет, хранившихся на чердаке, он наткнулся на стихотворный фельетон Степана Олейника «Два Николы и Гаврила», который был перепечатан газетой «Правда» из журнала «Перец». Прочитав его, Гайдай вспомнил о другом рассказе, который он читал раньше — «Заряженная собака» Генри Лоусона

Именно эти два литературных источника, стали основой для первого успеха Гайдая (а не американские комедии «The Lucky Dog» и «The Rogue Song», как стала нынче модно кричать из-за всех углов).

А ещё, благодаря этому фильму в нашем кино появилась самое знаменитое трио — Трус, Балбес, Бывалый, блестяще сыгранные Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Популярность этих персонажей была колоссальная. Да и до сих пор фильмы Гайдая с их участием смотрят зрители с удовольствием

Но вернёмся к Гайдаю. Новая комедийная короткометражка имела бешенный успех. И не только в нашей стране — фильм купили более чем 100 стран (и заметьте, никто не заявил о плагиате)

На волне успеха, Гайдай снимает второй фильм с теми же участниками — «Самогонщики», на сюжет, предложенный Юрием Никулиным

В том же году выходит ещё один фильм Гайдая, который по сути представлял собой 3 короткометражки по мотивам рассказов О. Генри «Деловые люди». Не знаю, как вам, а по мне — это лучшая экранизация американского классика в мировом кино

Ну а следующим своим фильмом Леонид Иович доказал всем, что он выдающийся мастер эксцентрической комедии. В 1965 году на экраны вышел фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Что характерно, опять 3 короткометражки — Гайдай за полный метр пока браться не решался. Сюжет был предложен двумя сценаристами — Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Рабочий сценарий, который назывался по началу «Несерьезные истории», был в итоге сделан за пару месяцев. Он состоял из двух новелл про студента Владика Арькова (или Арыкова, точно уже, видимо, никто не помнит). Первая — предложенная Слободским и Костюковским история о перевоспитании тунеядца, вторая — подсмотренная Гайдаем в одном польском журнале о любви во время сессии. Сценарий был одобрен, но сценаристам дали задание добавить к нему третью новеллу, в которой просто необходимо было нового сквозного героя столкнуть с полюбившейся зрителями троицей — Трусом, Балбесом и Бывалым. Вообще рассказ о съёмках этого фильма — это отдельный большой пост. Если интересно, почитайте — «Как снимали «Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика»». Вы узнаете, как Владик стал Шуриком, кого в фильме мог сыграть Владимир Высоцкий и еще много других интересных деталей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Смешные карикатуры на знаменитостей и высказывания звезд

Успех у нового фильма был колоссальный. Фильм стал лидером проката 1965 года — в том году его посмотрели почти 70 млн зрителей. После такого приёма новой комедии зрителем руководство Мосфильма почти в приказном порядке даёт Гайдаю задание снимать продолжение (сиквел, как это сейчас говорят), несмотря на то, что сам Гайдай считал историю Шурика исчерпанной. А знаменитой троицы так тем более. Но с руководством не поспоришь, и в середине лета была принята сценарная заявка новой комедии «Шурик в горах», состоящей на этот раз из двух новелл. Но в процессе работы над сценарием от второй новеллы решили отказаться и расширить первую до полноценного фильма — первая успешная полнометражка Гайдая. Про съёмки этого фильма можно смело снимать свой фильм. Чего стоит только история с выбором актрисы на главную роль, когда в её поисках было сделано несколько сотен фотопроб (некоторые из них я вам показывал в посте «Нина из «Кавказской пленницы». Фотопробы»).

Но речь сейчас не об этом

Это был триумф! Даже не так. ТРИУМФ!!!!! 76,5 млн. зрителей в первый год проката. Что нужно делать при таком успехе? Правильно — «ковать железо не отходя от кассы». И сюжет для продолжения полюбившейся зрителям истории придумали очень быстро. Действие нового фильма решили переместить в тюрьму, куда попали Трус, Балбес, Бывалый и товарищ Саахов. Но…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Случайный секс остается запретной темой»: книга об эволюции сексуального влечения

В Госкино решили, что юмор в «местах не столь отдалённых» и кино вещи несовместимые (Данелия и Серый через несколько лет полностью разобьют эту недальновидную фразу своими «Джентльменами удачи»). Да и Гайдаю уже порядком надоела его фирменная троица

В итоге Гайдаю пришлось искать новую идею для фильма. И он решил вновь обратиться к литературе — «12 стульев», вот что ещё никто не экранизировал. Но когда он пришёл с этой идеей в Госкино, ему сказали, что он опоздал — Швейцер уже работает над «Золотым телёнком» и надо подождать, что из этого выйдет.

Вот тут его давние приятели Слободской и Костюковкий предложили ему свой новый сценарий под названием «Контрабандист», идею которого подсказала им серия заметок в газете «Правда» о борьбе с контрабандистами. Гайдай ухватился за идею и в начале марта 1967 года на «Мосфильм» поступила заявка на сценарий, в котором простому гражданину из СССР в заграничном турне по ошибке в гипс прячут драгоценности. Сценаристы предложили Гайдаю в качестве отрицательных персонажей использовать уже раскрученных Труса, Балбеса и Бывалого, но услышали категоричное «НЕТ» — Никулина он решил сделать главным положительным персонажем, а Вицину отдать роль Козадоева. Об участие в проекте Моргунова речь даже и не шла — после ссоры на съёмках «Кавказской пленницы» их дорожки окончательно разошлись. Правда Георгий Михайлович пробы не прошёл (как и Валерий Носик, Рудольф Рудин, Михаил Пуговкин). Обаятельным горе-контрабандистом суждено было стать Андрею Миронову (подробно об этом и других фактах читайте в посте «Как снимали комедию «Бриллиантовая рука»»).

После выхода комедии на экраны, в том, что Гайдай стал одним из главных комедиографов советского кино, не сомневался никто. Его фильмы на студии включали в план до завершения работы над ними (а бывало и до начала). Но режиссёра не покидала мысль об экранизации Ильфа и Петрова — «12 стульев» была настольной книгой режиссёра. Вот только тут его снова ждало разочарование — пока он работал над «Бриллиантовой рукой», добро на съёмку «Стульев» дали другому комедиографу — Георгию Данелия. Но тут не обошлось без провидения — Данелия под предлогом, что «перегорел», сам отказался от съёмок фильма в пользу Гайдая. И тот самоотверженно бросился за работу над «фильмом мечты». Выбор главного героя из пары сотен кандидатов, поиски подходящих стульев и многие другие истории со съёмок — тема для отдельного поста («Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая «12 стульев»»). Главное итог. А он, кстати, неоднозначен. Споры о том, успех это Гайдая или провал, получился ли Бендер из Гомиашвили или нет, не утихают до сих пор

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Последние блюда приговоренных смертников. Смерть на голодный желудок — не вариант

Но продолжим. Завершив работу над «Стульями», Гайдай стал искать литературный материал для следующей комедии. В это время он посмотрел спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова в театре киноактёра. И хоть постановка ему не очень понравилась, других идей на тот момент у него не было. И он решился адаптировать пьесу для кино, взяв в соавторы сценария своего соседа — писателя сатирика Владлена Бахнова. Сценарий писался под Никулина — именно его Гайдай видел в роли царя Ивана Грозного и управдома Бунши. Вот только Никулин от съёмок отказался — он решил, что фильм не пройдёт цензуру. Гайдай не смог убедить актёра. Кто в итоге сыграл царя вы все прекрасно знаете (а кто пробовался, можете узнать в посте «Кто мог сыграть Ивана Грозного в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»». Как и знаете, какой успех был у фильма. Никулин ошибся.

«Иван Васильевич» ещё не вышел в прокат, а у Гайдая появилась новая идея — ещё одна экранизация. На этот раз рассказов Михаила Зощенко. В этом фильме от решил вернуться к своему любимому жанру — короткометражным новеллам. В фильме «Тайна покрытая лаком» (такое рабочее название было у фильма), он, как и в «Иван Васильевиче», решил перенести героев Зощенко в современность, в 70-е. Но его отговорили, убедили, что лучше снимать кино об абстрактных мещанах, оставшихся в прошлом.

Этот фильм, к величайшему сожалению, можно назвать последней удачной работой Гайдая. Фильмы, которые он снимал позже, можно назвать если не провальными, то крепкими середнячками. Нет, они по-прежнему брали кассу — народ любил комедии Гайдая. Но это, скорее, по инерции, по прежним заслугам.

источник

Фото © Мосфильм

12.12.2017

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь