— >
Главный транспортный долгострой Красноярска начнут реанимировать уже в этом году. Утверждено техзадание на актуализацию проекта. Власти региона хотят построить самое современное метро в России.
Радостное заявление сделал министр транспорта Красноярского края Константин Димитров. Росжелдор приступает к поиску подрядной организации, которая займется проектированием. Вернее, кардинальной переделкой существующего проекта. Он был разработан еще в 80-е годы. Напомним, красноярский метрополитен стали строить в середине 90-х. Пожалуй, сложно было найти более неудачное время для этого. Денег в стране не было, распались все кооперационные цепочки в экономике. Проходка под землей шла вяло. Но и тучные «2000-е» ситуацию не исправили. Федерация брать на себя все финансирование не хотела. Край тоже не хотел идти на схему «50 на 50». Тогда речь шла о 14-15 млрд., необходимых для постройки объекта. Для сравнения: бюджет Красноярска в 2005 году составлял 11 с лишним млрд. рублей.
Существует точка зрения, что тогдашнее руководство Красноярского края – Александр Хлопонин и Лев Кузнецов, сознательно держали проект в черном теле. Они понимали, что в таком виде метрополитен устарел, а если будет достроен, то превратится в неокупаемую черную дыру, куда будут улетать бюджетные субсидии. Такое мнение, кстати, в разговоре с «Веком» ранее высказывал еще один бывший губернатор края, при котором началось строительство, Валерий Зубов (скончавшийся от тяжелой болезни три года назад). По мнению Зубова, исполнительная власть региона просто пустила решение вопроса на самотек и никак не отстаивала его в Москве.
Сейчас же красноярский метрополитен переживает второе рождение. Нынешний губернатор Александр Усс заручился поддержкой президента РФ Владимира Путина. Сейчас достройка объекта оценивается примерно в 65 млрд. рублей. Переписывать проект надо, поскольку за 30 лет устарели все геологоразведочные данные и появились новые технологии. Их власти края обещают внедрять по-полной.
Новая концепция предусматривает строительство линии метро из девяти станций вместо пяти, как раньше, протяженностью 12,6 километров. В составах будет всего по четыре вагона, что уменьшит стоимость станций. Кроме того, метро хотят сделать беспилотным. В России ничего подобного еще не строилось. «В России такого метро еще нет, однако эти подходы уже давно широко используются в мировой практике», — пояснил Константин Димитров. «Можно сделать наземное скоростное метро либо классически провести ветку под землей. Проектировщик найдет самый целесообразный вариант», — говорит красноярский губернатор Александр Усс.
В целом, даже после актуализации метрополитен практически никак не охватит правобережную часть города. Но власти намерены решить этот недочет за счет развития трамвайной сети (которой, в свою очередь, вообще нет на левом берегу города). Линия метро будет связана с трамвайной сетью и городской электричкой. Мэрия анонсирует грядущую реорганизацию всей транспортной системы Красноярска с постепенной заменой автобусов на более экологичные виды транспорта.
«Есть амбициозные планы, направленные на развитие транспорта в Красноярске, есть четкое понимание, что в рамках концепции столичности необходимо повышать качество обслуживания пассажиров. В Красноярске необходима масштабная сеть наземного и подземного транспорта: метрополитен, кольцевые электропоезда, современные троллейбусы и трамваи, выход на международный аэропорт. Это проекты на десятки миллиардов рублей, которые необходимо реализовать в ближайшие 5-10 лет.
В Стратегии развития города отмечается, что доля электротранспорта в общем парке общественного транспорта Красноярска к 2030 году должна достигнуть 25 процентов. Отсюда «перенастройка» трамвайного сообщения и проект первого троллейбусного экологического маршрута. Хотелось бы, чтобы город получил электробусы – самый прогрессивный на сегодня тип городского наземного общественного транспорта», — заявил «Веку» депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев.