Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
28 марта могло бы исполниться 93 года знаменитому советскому актеру Иннокентию Смоктуновскому, но его уже 24 года нет среди живых. Он сыграл более 150 ролей в театре и в кино, но его творческими вершинами стали фильмы «Гамлет» Г. Козинцева и «Берегись автомобиля» Э. Рязанова. Немногие зрители знают о том, что роль Юрия Деточкина изначально предназначалась другому актеру, сценарий не раз отправляли на полку, а режиссера обвиняли в пропаганде аморального образа жизни.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966
Историю о том, как некий современный Робин Гуд угонял машины у жуликов и взяточников, продавал и вырученные деньги переводил в детские дома, Рязанов слышал неоднократно в разных городах страны. И в каждом из городов жители утверждали, что это был их земляк. Юрий Никулин рассказывал ему легенду с таким же сюжетом о водителе из Куйбышева и был уверен в том, что об этом писали в газетах.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский задались целью во чтобы то ни стало разыскать прототипа. В книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказывал:
«История нам понравилась, мы решили на ней остановиться. Но прежде чем начинать работу над сценарием, нам хотелось убедиться в достоверности этого происшествия. Мы искали газету, но тщетно. Недурно бы непосредственно познакомиться с человеком, замешанным в столь необычном и столь гуманном преступлении. Мы обращались с запросами в юридические учреждения, но не смогли найти следов подобного судебного дела. И наконец мы поняли, что это — вымышленная история, легенда, принявшая обличье всамделишного случая. Отсутствие реального жизненного прототипа сильно озадачило нас. Однако не настолько, чтобы отказаться от самой идеи воплощения его средствами искусства. Короче говоря, в «Берегись автомобиля» основная сюжетная схема практически без всяких изменений была взята нами из жизни, вернее, из легенды».
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966
Режиссер видел своего героя не благородным разбойником из вестерна, а странноватым, наивным и по-детски простосердечным человеком с заурядной внешностью. В образе Деточкина Рязанов видел Юрия Никулина. Артист дал свое согласие, но перед самым началом съемок выяснилось, что его цирк отправляется в длительные зарубежные гастроли. Чтобы спасти фильм и освободить Никулина от этой поездки, Рязанов решил обратиться к министру. И тут начались настоящие проблемы.
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Сценарий фильма вызывал вопросы еще на начальном этапе у редакторов Кинокомитета: зачем Деточкин угоняет машины вместо того, чтобы просто приходить в милицию и заявлять о нетрудовых доходах граждан? Положительный он герой или отрицательный, преступник или борец за справедливость? А когда сценарий попал к министру, тот и вовсе возмутился тем, что, вызывая симпатии зрителей к Деточкину, режиссер тем самым поощряет их дурные инстинкты и подталкивает к совершению преступлений. Мол, посмотрят фильм и сами начнут угонять машины. После этого съемки законсервировали.
Фотопробы на роль Юрия Деточкина
Тогда Рязанов вместе с Брагинским переделал сценарий в детективную повесть и опубликовал ее в журнале. Произведение имело большой успех и у читателей, и у критиков. И чиновники Госкино разрешили его экранизировать — ведь сюжет уже был успешно «апробирован». На этот раз Никулин снова не смог сниматься из-за гастролей, и режиссер решил искать другого главного героя. На роль Деточкина проходили пробы Леонид Куравлев и Олег Ефремов, но самым органичным в этом образе был Иннокентий Смоктуновский. Куравлеву не хватало странности, а по поводу Ефремова художник картины сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!». И актера утвердили на роль следователя.
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Однако Смоктуновский был сильно загружен в театре и не мог выделить время для съемок. Чтобы снять кинопробу, Рязанов с группой отправился к Смоктуновскому в Ленинград. Актер выглядел уставшим, к тому же у него начались проблемы со здоровьем, и пробы вышли неудачными. Но режиссер не хотел отступать от своего замысла. Он уговорил Смоктуновского сняться в фильме, и эта роль стала его триумфом. «Звездой» кино стал не только этот актер, но и… автомобиль «Волга», на котором Деточкин уходил от погони: после этого он «сыграл» такси на Дубровку в «Бриллиантовой руке», а также на нем Олег Ефремов возил по Москве Татьяну Доронину в фильме «Три тополя на Плющихе».
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
От съемок в этом фильме Смоктуновский получил много эмоций. Позже он вспоминал:
«На съемках финальной сцены оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на ее место в кадре усаживался сам Эльдар Александрович. Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся» я произносил, обращаясь к режиссеру. Долго у меня эта сцена не получалась. Пока я не заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою физиономию смотреть…»
Олег Ефремов в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля», 1966
Фильм имел невероятный успех у зрителей: в 1966 г. его посмотрели 29 млн человек. Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актером года по версии журнала «Советский экран» и получил приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Испании. Правда, после значительных переутомлений в театре и в кино актер заболел туберкулезом глаз, и врачи запретили ему сниматься. Рязанов долго винил себя в том, что не уберег его от лишних нагрузок, что, возможно, ускорило развитие болезни.
Афиша фильма «Берегись автомобиля»
28.03.2018