Содержание
Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.
С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.
Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь
ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018—2019 ГОДУ
В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.
Так, датами написания сочинения в 2018—2019 году выбраны:
- 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
- 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
- 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.
Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.
СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».
Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь
1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.
На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.
Список литературы:
- «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
- «Географ глобус пропил» А. Иванова.
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
- «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
- «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.
Хрестоматийные произведения по этой тематике:
- «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Два капитана» В. Каверина.
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
- «Дон Кихот» М. Сервантеса.
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
- «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
- «Обломов» И.А. Гончарова.
- «Судьба человека» М.А. Шолохова.
- «На дне» М. Горького.
- «Алые паруса» А. Грина.
- «Три сестры» А.П. Чехова.
МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).
Литература:
- «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С, по информации на 14:48:24. Пушкина.
- «Месть» А.П. Чехова.
- «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
- «Сотников» В. Быкова.
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.
Литература:
- «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
- «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
- «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
- «На дне» М. Горького.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Победитель» А. Грина.
- «Слепой музыкант» В. Короленко.
- «Последний лист» О. Генри.
- «Улыбка» Р. Брэдбери.
- «Картина» Л. Гранина.
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.
Литература:
- «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
- «Гроза» Н.А. Островского.
- «Отверженные» В. Гюго.
- «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
- «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
- «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Детство», «На дне» М. Горького.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ
Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.
Примерные темы итогового сочинения 2019:
- Почему возникает конфликт поколений?
- Могут ли дети учить родителей?
- «Человек без мечты, как птица без крыльев».
- Заветная мечта и жестокая реальность.
- Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
- Месть – проявление силы или слабости?
- Что важнее – искусство или ремесло?
- Может ли творец быть ремесленником?
- Что дает людям искусство?
- Добрыми людьми рождаются или становятся?
- Бывает ли оправданная жестокость?
- Человек как воплощение доброты и жестокости.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:
- объем не менее 250 слов;
- самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).
Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:
- Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
- Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
- Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
- Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
- Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ
Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | Заголовок 4 | Заголовок 5 |
---|---|---|---|---|
kjlhjk | yyuityu | adczxc zxc | sadfasedf | sdfgsdf |
mn,bnm, | gjhkghjk | vzxcvxzc | g xcvvcb | g sdf fsg |
gjhkjbnm, | nmbnmg | vaszdf asdf | dsfg sdf | xcv xcv g |
,bnm,b | hjkgyui | zxc zsdxf | sert wert | sdfg sdfg |
Практические советы
Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.
При написании итогового сочинения в 2018—2019 году используйте такую методику:
- Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
- Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. (89.169.72.61). Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
- Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
- Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
- Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018—2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
- тема-вопрос;
Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
- тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
- тема-ключевые слова.
«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:
- формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
- аргумент.
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…
Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.
Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…