«Потребовались немалые усилия, чтобы собрать средства и в конечном итоге построить колоссальный памятник в гавани Нью-Йорка, который стал символом свободы во всем мире».
[img]https://www.google.ru/url?sa=i&source=images&cd=&ved=2ahUKEwiLk9_p4rPiAhUgwcQBHW-7CJAQjRx6BAgBEAU&url=https://photos.com/featured/statue-of-liberty-ktsfotos.html&psig=AOvVaw2VnbEdTmKTYCsNppWcPPam&ust=1558773573960202[/img]Статуя Свободы, возвышающаяся над Нью-Йоркской гаванью, является одним из самых узнаваемых символов Америки. Cтатуя, известная по всей планете, прошла странное, счастливое путешествие в культовый статус. Она была задумана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, который никогда не был в Соединенных Штатах до приезда в 1871 году в надежде убедить американцев поддержать его мечту о строительстве монументальной статуи. Дизайн для Статуи Свободы был заимствован из более ранней идеи, в которой фигурировала женщина, несущая фонарь у входа в Суэцкий канал.
Предполагаемая работа, которую он назвал «Свобода, просвещающая мир», представляла женщину, несущую корону лучей и держащую в одной руке факел, а в другой таблетку. Первоначально он рассматривал Центральный парк в качестве возможного местоположения, прежде чем обосноваться на том, что ранее называлось островом Бедло. Бартольди путешествовал по Соединенным Штатам, чтобы продвинуть свою идею, но когда он не смог добиться поддержки правительства, он вернулся во Францию и начал работать со своим другом Эдуардом де Лабуле, который в течение многих лет хотел построить франко-американский памятник.
«Лабуле был очень большим поклонником Соединенных Штатов, — говорит историк Американского университета Алан Краут. - Он был особенно взволнован итогами гражданской войны в Америке, освобождением 4 миллионов рабов, а также длительными отношениями Соединенных Штатов с Францией».
В 1875 году Лабуле создал Франко-американский союз с целью собрать 250 000 долларов для финансирования создания статуи Бартольди. Идея заключалась в том, что американцы, в свою очередь, будут собирать деньги для основания статуи. Но в Соединенных Штатах, а особенно в Нью-Йорке, где статуя должна была находиться, было нелегко заставить людей вкладывать деньги в проект. В 1876 году, чтобы вызвать больше энтузиазма, Бартольди выставил руку и факел статуи на Филадельфийской выставке. Когда скептики в Нью-Йорке спросили, почему он не показывает работу полностью, Бартольди намекнул, что вместо этого он может просто воздвигнуть готовую статую в Филадельфии. Нью-йоркцы, конечно же, быстро согласились выставить руку и факел на Мэдисон-Сквер, чтобы рекламировать проект и стимулировать большее участие, — сообщает корреспондент «Экспресс-Новости», апеллируя к материалам из Нью-Йоркской публичной библиотеки.
В 1880-х годах Американский комитет по Статуе Свободы собирал деньги на постройку постамента, продавая небольшие сувенирные модели планируемой статуи. Ценник варьировался от 1 доллара за шестидюймовую копию до 5 долларов за футовую версию, которые были проданы через общенациональную кампанию. Это привело к распространению миниатюрных статуй Свободы по всей территории Соединенных Штатов, а также по всему миру, что помогло установить статую в общественном воображении как символ Америки.
В соответствии с Энциклопедией архитектурных и инженерных решений Кристины Гарно и Дональда Лэнгмида было организовано множество других мероприятий по сбору средств — от театральных гала-концертов до призовых боев. Эмма Лазарь написала стихотворение «Новый Колосс», которое было прочитано на художественной выставке по сбору средств в 1883 году. (Два десятилетия спустя оно было написано на бронзовой табличке на внутренней стене пьедестала). По итогу, статуя обрела намного большую популярность, чем просто празднование американской демократии, связав ее с волнами иммигрантов, прибывающих в Америку в конце 1800-х годов, и их стремлениями к лучшей жизни.
«Лабуле использует Америку как символ хороших вещей. Он видит Бартольди как инструмент, с помощью которого он может достичь своей цели — подарить подарок», — говорит Барри Морено, историк и куратор Национального музея иммиграции на острове Эллис, в подкасте «Поднятие факела».
Но даже этих героических усилий по сбору средств было недостаточно, поэтому Джозеф Пулитцер, издатель бульварной газеты «New York World», оказал помощь данному проекту. Пулитцер опубликовал статью в марте 1885 года в своей газете, которая подтолкнула читателей к тому, чтобы они вкладывали больше денег в базу, указав, что сама статуя была оплачена «массами французского народа — рабочими, торговцами, ремесленниками — всеми, независимо от класса или состояния». Американцы тоже должны были внести свой вклад, увещевал Пулитцер, и это сработало.
Газета смогла собрать 100 000 долларов США для завершения проекта, учитывая, что большая часть пожертвований была на сумму 1 доллар или меньше. Но, хотя кампания по завершению постамента требовала суеты, в конечном итоге американцы почувствовали причастность и связь с воздвижением статуи, несмотря на то, что она была создана на другой стороне Атлантики. В 1885 году статуя прибыла в Нью-Йорк, где на сборку ушел год, потому что постамент еще не был завершен. Наконец, в октябре 1886 года Статуя Свободы была представлена на церемонии, во время которой толпа аплодировала целых 15 минут, прежде чем президент Гровер Кливленд мог начать короткую речь. В своем спиче он заявил, что «она держит в воздухе свет, который освещает путь к избирательному праву человека».
Великолепие огромной статуи мгновенно превратило ее в туристический магнит. В 1898 году Конгресс принял закон о почтовой рассылке, разрешающий частным компаниям выпускать открытки, которые соответствовали определенным стандартам. И люди, которые посещали монумент, с радостью приобретали недорогие цветные открытки, чтобы отправить их семье или друзьям. Рынок открыток Статуи Свободы стал настолько прибыльным, что через 11 лет американские печатники убедили Конгресс запретить ввоз открыток иностранного производства, на которых изображена статуя и другие типичные «американские сцены».
Статуя стала еще более выдающимся американским символом во время Первой мировой войны. Тогда она стала одной из достопримечательностей, на которую смотрели американские солдаты, когда отправлялись в Европу на фронт. Также статуя была одной из первых, что они видели по возвращению на родину.
Открытие нового музея стоимостью 100 миллионов долларов на острове Свободы в 2019 году, оплачиваемого частными пожертвованиями, еще больше укрепляет Статую Свободы как памятник, которым дорожат люди не только в США, но и во всем мире. В мае 2019 года было создано приложение с программным обеспечением дополненной реальности от Apple, а также подкастом «Воскрешение факела», чтобы расширить возможности музея. В новом музее также представлена серия из восьми короткометражных фильмов, в которых рассказывается о сборе средств и о строительстве Статуи Свободы. А еще о том, как она стала символом дома и демократии в военное время, о ее глобальном значении как символа, представляющего равенство и иммиграцию.
«Статуя Свободы – это обыкновенная фигура, но она может привести к воплощению тех определений, которые каждый дает понятию свободы».
#Архитектура #Икона #Лабуле #Сша #Франция #История #Статуя свободы