— >
Субботним вечером 25 мая на Лазурном берегу во Франции прошло награждение победителей 72-го Каннского кинофестиваля. Возглавлявший жюри голливудский режиссер мексиканского происхождения Алехандро Гонсалес Иньярриту вручил «Золотую пальмовую ветвь» представителю Южной Кореи Пон Джун Хо за фильм «Паразиты».
По единодушному мнению кинокритиков, южнокорейская картина сильно выделялась на только что прошедшем конкурсе. Двумя годами ранее он представлял в Каннах скромный, по оценке специалистов, фильм-середнячок — игровую картину «Окча». Сегодня же для южнокорейского кино «Паразиты» — более знаковый фильм, полностью отражающий современный менталитет корейского народа.
По словам рецензентов, режиссеру Пон Джун Хо своим фильмом удалось подтвердить, что он является одним из самых острых и непримиримых критиков прагматичного западного общества.
В «Паразитах» в яркой, порой доходящей до гротеска форме рассказывается о той пропасти, которая разделяет бедных и богатых. Волею режиссерского замысла нищее семейство из подвала вдруг незаметно внедряется в жизнь богатейшей семьи. Закончится это для всех крахом. Такой исход и в голову не придет европейцу или, к примеру, конкретно Тарантино, которому, кстати, многие прочили главную награду. Однако его картина «Однажды… в Голливуде» отмечена лишь скромной «Пальмовой ветвью»... для собак — Palm Dog. Приз достался псу Бренди, дрессируемому по ходу фильма бывалым каскадером в блестящем исполнении Брэда Питта.
Мати Диоп из Сенегала получила Гран-при, сняв «Атлантику», по оценке кинокритиков, «ставшую одной из самых экзотических и идеальных по изображению картин».
Лучшими режиссерами на конкурсе были названы именитые Жан-Пьер и Люк Дарденн из Бельгии, представившие фильм «Молодой Ахмед».
Говорят, что в кулуарах конкурса картине «Боль и слава» Педро Альмодовара предрекали высшую награду. Однако фильму гения испанского кино досталась только «Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую актерскую работу Антонио Бандераса. «Лучшей актрисой» стала Эмили Бичем из Англии, сыгравшая в снятом австрийским режиссером Джессикой Хауснер фильме «Малыш Джо».
Специальные призы жюри – у «Отверженных» темнокожего уроженца Франции Ладжа Ли, «Бакурау» бразильских режиссеров Клебера Мендонса Фильо и Жулиана Дорнеля, а также у палестинского фильма «Это, должно быть, рай» Элиа Сулеймана.
Призом «За лучший сценарий» отмечена режиссер фильма «Портрет молодой женщины в огне» француженка Селин Скьямма.
27-летнему россиянину Кантемиру Балагову жюри спецконкурса «Особый взгляд» присудило приз за лучшую режиссерскую работу в картине «Дылда». Он также получил приз международной федерации кинопрессы.
«Эти высокие награды — уникальное достижение молодого режиссера, ученика великого Александра Сокурова», — заявил ТАСС российский продюсер и сценарист Александр Роднянский. Он считает, что уже сегодня Кантемир — «выдающийся мастер кино с блестящим будущим».
В фестивальных СМИ писали о неоспоримом даровании молодого режиссера, сумевшего показать послеблокадный Ленинград таким, каким он был на самом деле. А под покровом горя и отчаяния в героинях фильма — нежность и непобедимое стремление к жизни.
Шагать по красной дорожке знаменитого кинофестиваля рядом с мировыми кинозвездами — это успех, о котором даже не мечтают, потому что в реальность его трудно поверить. Тем не менее, такое случилось. Молодая актриса Виктория Мирошниченко сделала это в фильме «Дылда», сыграв одну из главных ролей — фронтовой санитарки Ии, вернувшейся в Ленинград сразу после войны.
Дебют артистки из Иркутска состоялся на кинофестивале. «Теперь надо становиться в очередь за автографом», — отшучивается, отвечая на вопросы об успехах дочери, мама Вики Ольга Мирошниченко. Думали ли в семье, что Вика, с детства мечтавшая стать архитектором, не просто поступит в ГИТИС, где конкурс 100 человек на место, но и первый же ее фильм будет таким успешным? Так далеко, конечно, никто не пытался загадывать. Но дочка прислала маме фото с проб и сообщила — летом на каникулы не ждите, предстоит съемка.
Всю осень и зиму Вике приходилось разрываться между учебой в столице и питерскими съемками. Ее героиня Ия — та самая Дылда, по прозвищу которой и назван фильм. Она вернулась с фронтовой подругой в Ленинград, где все еще дышит блокадой. На фронте получила контузию, последствия которой продолжали сказываться на ее жизни так же, как последствия войны отражались на Ленинграде. Сами создатели картины назвали ее историей о том, как женщины пытаются начать мирную жизнь в городе, все еще лежащем в руинах. Кинокритики же, в свою очередь, отмечают, что это фильм не столько о войне, сколько о людях, переживших ее ужасы и продолжающих нести их в себе.
Фильм «Дылда» рекомендован к показу в российских кинотеатрах в самое ближайшее время, а в августе он выйдет и во французском кинопрокате.