— >
Об экологически чистом общественном транспорте говорится многое. В Москве даже выпустили на маршруты электробусы. Но иногда борьба за экологию приводит к непредсказуемым последствиям.
В октябре прошлого года в Казани закупили 134 автобуса «Нефаз» «на газу». Стоимость каждого из них — 8,7 млн рублей. Но автоперевозчики уже говорят, что эти автобусы представляют серьёзную и внезапную опасность для жизни пассажиров. А их планируют закупить и для московских маршрутов.
Тревогу забили владельцы транспортных предприятий Казани. Они говорят, что заходя в автобусы марки «Нефаз», пассажиры рискуют жизнью: транспорт не соответствует техническим нормам и может загореться на ходу. Производитель и поставщик отрицают свою вину, а перевозчики уже хотят с ними судиться.
Сами автобусы приобретались в рамках государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» с помощью бюджета — республика Татарстан выделила на их покупку 290 млн рублей. Машины приобретались в лизинг — перевозчиков обязали платить по 160 тысяч рублей в месяц за каждую машину. В итоге свой автопарк обновили автотранспортные предприятия, которые обслуживают 81% городских автобусных маршрутов Казани — они перевозят до 147 млн пассажиров в год.
Но в ходе эксплуатации выяснилось, что в новых машинах слишком много неполадок. «Каждое транспортное предприятие составляло письмо со списком „нерешённых проблем“, которые необходимо исправить. Претензии отправили в „Нефаз“, но, по словам перевозчиков, никаких мер принято не было. В новых машинах стало больше электроники, а вместе с тем и проблем», — сообщает издание inkazan.ru.
«В новых автобусах электроника — мозг автобуса, прикреплена ко днищу машины на улице. Но в наших погодных условиях это неправильно, здесь снег, лужи, ямы — провода обрываются, случается замыкание. А если один провод порвался, то приходится менять всю систему. Мы давно просим у завода добавить два метра провода и пустить его по обшивке салона, но нет, нас никто не слышит», — говорит первый замдиректора ООО «Байлык № 3», депутат Госсовета Татарстана Руслан Юсупов.
Перевозчики отмечают 10 недочётов, среди которых и заклинивание тормозов, и перерасход газа, и нерешенный вопрос отопления в салоне. А самое опасное, что в новых машинах провода обтираются об кузов — в любой момент автобус может загореться.
«По коробке нет вопросов — она немецкая, по двигателю нет вопросов — он или американский, или китайский, по ходовой нет вопросов — она немецкая. Есть вопросы по кузову и по сборке, потому что она наша», — пояснил Юсупов.
На «Камазе» с этими обвинениями категорически не согласились:
«У нас все автобусы на ходу, они имеют GPS маяки, и мы каждый день мониторим, сколько автобусов выходит на линию и смотрим как они передвигаются. Все нарекания, которые возникают у эксплуатантов, мы оперативно решаем. Наши бригады выезжают и ремонтируют их, часто бывает, что поломки случаются не по нашей вине, а по вине перевозчиков», отметил пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев.
Пресс-служба «Камаза» отмечает, что за годы эксплуатации более 2 тысяч подобных транспортных средств не было ни одного случая возгорания в результате конструкторских или производственных недостатков. «Таким образом в отношении „НЕФАЗ“ распространяются сведения, порочащие его деловую репутацию. ПАО „НЕФАЗ“ оставляет за собой право инициировать привлечение к ответственности лиц, распространяющих такую информацию», — говорится в сообщении пресс-службы предприятия.
Но перевозчики рассказывают о пожаре в декабре 2018, когда автобус загорелся прямо в парковочном боксе. В предприятии ООО «Агромир» говорят что из числа новых автобусов, полученных 13 октября, треть сразу оказалась неисправными и не смогла выйти на линии. Они простояли две недели в сервисном центре, а 26 октября вернулись в автопарк, но в тот же день в одном из них сгорел замененный блок.
А 1 декабря в том же автобусе случилось замыкание электропроводки, вновь сгорел тот же блок. 7 декабря его вернули из сервиса, а 8 декабря он не просто опять не смог выйти на маршрут — от случившегося замыкания загорелся, а вместе с ним гараж, склад, крыша соседнего здания, мойка и второй автобус вместе с погрузчиком. Пламя перекинулось и на двухэтажный офис.
Фото: inkazan.ru
В ходе расследования произошедшего судебная экспертиза установила, что «технической причиной возгорания автобуса в ремонтном боксе явилось тепловое проявление электротока в следствии аварийной работы электрооборудования». На «Камазе» провели свою, независимую экспертизу, по результатам которой ФГБУ СЭУ ФПС Испытательная пожарная лаборатория по РТ установила, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом НЕФАЗ-57.40.5299.
«Завод нам поставил некачественный товар, — говорит директор ООО „Агромир“ Владимир Капитонов. — Новая модель — это недоработанная машина. У меня простой по гарантийным случаям ремонта за четыре месяца составил 168 машинных смен из 16 автобусов. Убытков на 4 миллиона. Основная причина поломок — это непродуманные конструкции автобуса, плохое отопление, идет деформация кузова, не открываются двери, постоянно срабатывает датчик АБС.
Сейчас сервисные компании пытаются на месте что-то доработать, но у них не получается. За четыре месяца даже печки не сделали. Завод выпустили машину, совсем не ту, которую мы ожидали. Весь „Камаз“ об этом знает, весь завод об этом знает, но никаких мер не принимают».
На прошлой неделе в Казани пассажирский автобус загорелся на проспекте Ямашева непосредственно во время движения по 33 маршруту. Выяснилось, что у транспортного средства загорелся двигательный отсек. 40 пассажиров и водитель успели выйти. Однако Афанасьев заявил, что этот автобус — дизельный, а выпущен был в 2012 году. При этом у «Камаза» он не обслуживался более пяти лет.
Перевозчики не оставляют надежд решить проблему вокруг претензий к автобусам мирным путем: идут досудебные разбирательства. Письмо со списком неисправностей и претензиями отправили генеральному директору «Нефаз», в «Камаз», и поставщикам — ООО «Автобусный-центр столица».
В «Нефазе» ответили на это так — "ПАО «Нефаз», ознакомившись с досудебной претензией… о возмещении вреда, причиненного имуществу ООО «Байлык№ 3», считает требования, изложенные в досудебной претензии, не подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 1079 ГК РФ, за вред, причиненный источником повышенной опасности, несет ответственность ее владелец. ПАО «Нефаз» владельцем автобуса «Нефаз» 5299 не является» — ответил главный юрист компании.
«Нам предлагают возместить ущерб за сгоревший автобус, и на этом все, но мы не согласны. Эти автобусы опасны, они в любой момент могут загореться вместе с пассажирами, я не хочу нести ответственность за это и сидеть в тюрьме. Сейчас я как директор транспортного предприятия должен либо эти автобусы поставить в гараж, либо в салонах крупными буквами написать: „Пассажиры, будьте внимательны, автобус может загореться, прыгайте в окно“. Или просить пассажиров возить с собой огнетушитель — на всякий случай», — рассказал Юсупов.
Между тем сейчас у «Нефаза» по словам казанских автоперевозчиков намечается большой госконтракт с Москвой на поставку уже 600 автобусов за 18 млрд рублей. И они считают, что автобусы не спешат признавать «недоделанными», чтобы этот контракт не сорвался. На официальном сайте «Нефаза» действительно есть информация о трёхлетнем контракте, заключённом между ПАО «Камаз» и ГУП «Мосгортранс». Он предусматривает поставку 596 рестайлинговых низкопольных автобусов. Первые 40 автобусов «Камаз» Москва получила уже в конце прошлого года, в этом году в столицу должны поставить 372 «Нефаза», в 2020 году — ещё 184 автобуса.
Фото: kzn.ru
Но в столице уже не раз отмечали проблемы и с другой продукцией «Камаза» — электробусами, которые оказались очень дорогими, не всегда поставляются в срок и тоже часто неожиданно выходят из строя. Так, до 31 марта нынешнего года ПАО «КамАЗ»и «Группа ГАЗ» должны были поставить в Москву 200 электробусов. Однако по сообщению пресс-службы ГУП «Мосгортранс» на начало апреля на столичных маршрутах курсировали лишь «более 60-ти» электрических автобусов. Как отмечали «НИ», даже утилизация батарей для электробусов, которая неизбежна в перспективе, обойдется московскому бюджету в копеечку. Но главная проблема в другом — электробусы неожиданно отказываются вообще работать в московских условиях. 17 декабря на московские маршруты уже не вышел ни один из них. Причиной сбоя назвали низкую температуру воздуха, которая, впрочем, не опускалась ниже -15 градусов. Впрочем, утром 18 декабря электробусы на линию все-таки вышли. Но лишь потому, что всю ночь простояли в обогреваемом помещении с включенными печками. Возникают мысли, что от таких машин можно ожидать и более опасных сюрпризов, хорошо бы — хоть не таких, на которые жалуются казанские транспортники.