— >

Турция опередила РФ в рейтинге военно-морских держав

4 мая в Турции на верфи Sedef Tuzla Tersanesi был спущен на воду первый турецкий легкий авианосец L 400 Anadolu. Чисто формально он носит название универсального десантного корабля (УДК).

Но по сути и по внешнему виду это легкий авианосец, предназначенный для высадки десанта и поддержки его с помощью базирующегося на L 400 Anadolu авиакрыла – 12 американских истребителей F-35 и 12 ударных вертолетов NHI NH90, разработанных франко-германским консорциумом Eurocopter.

Помимо внушительного авиакрыла, Anadolu сможет вмещать 900 пехотинцев с экипировкой, 46 танков или 77 единиц колесной техники, а также 4 десантных катера для десантирования на берег техники и живой силы.

Anadolu строится по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является систершипом, то есть близнецом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. При полном водоизмещении 27,5 тыс. тонн и длине корпуса 231 м Anadolu станет самым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя знаменитый линейный крейсер Yavuz (Goeben), до 1950 года являвшийся флагманом турецкого флота.

Juan Carlos I создавался как Buque de Proyeccion Estrategica — корабль стратегической проекции силы. Турция также намерена проецировать свою военно-морскую мощь на близлежащие регионы. После достройки Anadolu Турция получит боевой корабль, с которого смогут взлетать современные боевые самолеты и вертолеты и который может оперировать в районе радиусом в 4500 миль от порта приписки.

С вступлением в строй L400 Anadolu расклад сил в Черном море и в восточной части Средиземноморья сильно изменится в пользу возрождающейся Османской империи. Турецкие ВМС, и без того намного превосходящие российский Черноморский флот, получат помимо прочего возможность полностью контролировать акваторию, по дну которой проходят стратегические газопроводы из РФ. России также придется серьезно укрепить береговую оборону Крыма, принадлежность которого РФ Турция не признает.

Появление в Черном море легкого авианосца Anadolu изменит соотношение сил в пользу турецких ВМС точно так же, как это произошло после прорыва в годы Первой мировой войны в Черноморскую акваторию германского супердредноута «Гёбен», плававшего под командованием вице-адмирала Kaiserliche Marine Вильгельма Сушона, но под турецким флагом. Набеги «Гёбена» на российские берега и корабли прекратились лишь с появлением у русских новейших линкоров класса «Императрица Екатерина Великая».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Житель Челнов приехал в ГИБДД оспорить штраф, но был задержан и получил 13 суток за тонировку

У российского военно-морского флота на сегодняшний день авианосцев нет, и их строительство не планируется даже в среднесрочной перспективе. После затопления в Мурманске гигантского плавучего дока ПД–50 ремонт находящегося там же авианосца «Адмирал Кузнецов» стал здесь невозможен. С авианосца уже сняли гребные винты, а потому буксировать его через весь мир во Владивосток технически и репутационно накладно.

В последние годы военный бюджет России неуклонно сокращается. И в первую очередь урезается бюджетирование строительства новых боевых кораблей для флота. Отчасти это связано с неадекватными, на мой взгляд, запросами военно-морского лобби, представлявшего руководству страны проекты гигантского атомного суперавианосца «Шторм» и столь же огромного атомного суперэсминца «Лидер», на которые в нынешнем военном бюджете страны денег не нашлось.

Минобороны РФ также игнорирует мировые тенденции в строительстве десантных кораблей, таких, как испанский Juan Carlos I и турецкий Anadolu, которые являются по сути слегка уменьшенными копиями американских УДК класса Wasp, самых больших десантных кораблей в мире, которые обеспечивают ВМС США беспрецедентными возможностями атаковать побережье противника в любом районе мира. Эти авианесущие десантные корабли длиной около 260 м способны разместить на себе новейшие истребители F-35 с укороченным взлетом и посадкой, грузовые конвертопланы Bell V-22 Osprey и до 1600 морских пехотинцев.

В России сейчас строятся и вводятся в состав ВМС большие десантные корабли (БДК) проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) длиной 120 м. На борту каждого такого БДК размещен вертолет Ка-52 «Аллигатор». Кроме того, на подобном корабле могут разместиться 300 морпехов и 13 танков.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Мост глупости»: он срезал крыши 110 грузовикам

Несмотря на жестокий экономический кризис Турция планирует построить и ввести в строй еще один авианесущий УДК класса Juan Carlos I. Это еще больше расширит возможности этой страны по стратегической проекции силы, соответственно сократив аналогичные возможности РФ. Тот факт, что Турция в настоящее время является ситуативным союзником России, не должен внушать неоправданных иллюзий на перспективы стратегического партнерства двух стран. Таких перспектив, на мой взгляд, нет. Кроме того, в политике имеют значение не декларируемые намерения, а актуальные возможности.

К сожалению, в российском военно-морском флоте сегодня, похоже, нет стратегов уровня советских адмиралов С. Горшкова и Н. Кузнецова, создавших могучий советский ВМФ, способный на равных бороться с американским.

Спуск на воду первого турецкого легкого авианосца Anadolu даст Турции возможность более настойчиво проецировать свою военно-морскую мощь в Эгейском море, Сирии и на Черном море. Сам факт постройки современного авианосного корабля на турецкой верфи говорит о возросших возможностях турецкого ВПК.

Что касается российской Объединенной судостроительной компании, то она в последние годы создает больше проблем, чем решает задач. В российских СМИ эта государственная корпорация часто фигурирует в криминальных новостях в связи с периодически возникающими коррупционными ситуациями. Вызывает недоумение то, что руководят этой структурой менеджеры, не имеющие профильного образования и опыта работы в отрасли. Президент ОСК Алексей Рахманов — выпускник автомобильного факультета горьковского политеха. Председатель совета директоров Георгий Полтавченко — выпускник Ленинградского института авиационного приборостроения.

Летом прошлого года президент РФ Владимир Путин встречался с представителями Минобороны и ОСК для выяснения причин срыва сроков исполнения гособоронзаказа на предприятиях корпорации. В конце апреля текущего года Путин встретился с Полтавченко и вновь обсудил с ним вопросы оптимизации деятельности ОСК. Видимо, прошлогодняя встреча ожидаемых результатов не дала. Сегодня ОСК остается одной из самых проблемных госкорпораций. Генеральная прокуратура РФ неоднократно выявляла и выявляет многочисленные нарушения в ее деятельности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Челнах судят работников КАМАЗа – автогигант обокрали на 1 млн рублей

Коррупционная составляющая и отсутствие в руководстве ОСК профессионалов отрасли на фоне углубляющегося экономического кризиса добавляют дополнительные проблемы в работу по модернизации и обновлению российских военно-морских сил, которые с каждым годом все более отстают от ВМС своих геополитических конкурентов.

Ожидаемое со следующего года сокращение гособоронзаказа не позволит к 2030 году сделать российский флот вторым по мощи в мире, заявил в Москве на круглом столе Общероссийского движения поддержки флота председатель научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ, доктор технических наук Лев Клячко.

«С 2020 года, мы знаем, объявлено о резком сокращении гособоронзаказа. Как будут выполняться задачи, которые намечены стратегией развития военно-морской деятельности к 2030 году и заключаются в том, чтобы стать вторым по силе военно-морским флотом, не совсем понятно. Либо надо менять стратегию, либо подходы к этому делу», — заявил Клячко.

К этим словам эксперта добавить нечего. Разве что уточнить, что менять нужно и стратегию (это в адрес Минобороны), и подходы к делу (а это напрямую касается ОСК).

P.S.Уже после публикации материала стало известно, что Владимир Путин поменял главкома ВМФ. Вместо адмирала Владимира Королева, который перешел на работу в АО «Объединенная судостроительная корпорация», главнокомандующим Военно-морским флотом назначен адмирал Николай Евменов.

Этим же указом, как сообщают РИА «Новости», командующим Черноморским флотом назначен вице-адмирал Игорь Осипов, а Северным — вице-адмирал Александр Моисеев.

Николай Евменов родился в 1962 году в Москве, окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола и Военно-морскую академию имени Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Служил старшим помощником, а затем командиром подводных лодок К-490 и К-506. После обучения в академии Генштаба возглавлял 25-ю дивизию подводных лодок, был командующим подводными силами Тихоокеанского флота. В 2012 году стал начальником штаба Северного флота, а в 2016-м был назначен его командующим.