Слава без скандала: как шумиха помогает продавать кино

Какая слава без скандала? Так мы привыкли рассуждать о любом проявлении искусства. Особенно о кино. Есть множество фильмов, вокруг которых когда-либо разгорались горячие споры. Причем еще до проката. Последний пример – шумиха вокруг участия Джонни Деппа в третьей части франшизы «Фантастические твари и где они обитают» по сценарию Джоан Роулинг. По слухам, киностудия не торопится продлевать контракт с известным актером. А все из-за скандала, связанного с его разводом. Мол, негативный шлейф плохо скажется на сборах новой части фильма.

Скандалы преследовали и российскую картину «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Два года назад фильм о канонизированном императоре Николае II вызвал небывалый резонанс. Некоторым сюжет картины показался безнравственным. И вот проверить, насколько все непристойно, в кино пошли более двух миллионов человек. Осмелимся предположить, что, если бы не шумиха, зрителей было бы намного меньше. Насколько скандал помогает прокату, узнавала корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.

Америка 60-х годов. Двое ковбоев Эннис и Джек вдруг понимают, что их тянет друг к другу. Несмотря на то что «Горбатая гора» заработала 170 миллионов долларов и получила три «Оскара», многие люди требовали запретить показ фильма. Слишком откровенной получилась эта история о гомосексуальной любви.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Найдены микробы, способные поедать пластик

Гей-скандал развернулся и вокруг сказки «Красавица и чудовище». В отличие от мультипликационной версии, лента Билла Кондона спровоцировала волну негодования по всему миру. Дело в том, что в ней закадычный друг главного злодея Гастона – ЛеФу – совсем не скрывает свою нетрадиционную ориентацию, а о таком говорить в детских фильмах ни в коем случае нельзя, возмущались родители. Ленту запретили в Кувейте, ограничили прокат в Малайзии, а в России проверяли на соответствие закону о запрете пропаганды гомосексуализма. Но вопреки скандалу (а может быть, и благодаря) обновленная история любви Белль и Чудовища показала хорошие кассовые сборы – больше одного миллиарда долларов.

Горячие споры в свое время вызвала и драма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Смелая трактовка образа Христа в исполнении Уиллема Дефо, больше похожего на злодея, чем на положительного героя, вызвала отторжение у отдельных зрителей. В адрес кинотеатров, где шла лента Скорсезе, сыпались угрозы. Акции против показа фильма устраивали и в России. Но чем больший резонанс создавал этот фильм в обществе, тем больше поклонников у него появлялось. К слову, так же произошло и с российской драмой «Матильда».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Травля натурального блондина Басков обиделся на Гудкова за слитый номер телефона

Борьба против «Матильды» Алексея Учителя велась полтора года. Противники фильма устраивали протестные акции, поджигали киностудию «Рок». Они заявляли, что фильм о романтической связи Николая II с балериной Кшесинской порочит честь русского императора. Сам режиссер не раз повторял: никто из съемочной группы не собирался оскорблять царя. В первую очередь, они хотели снять красивую историю любви.


«Мы не могли пойти на какую-то авантюру и делать что-то непотребное, снимать фильм о мелкой любовной интрижке. Это серьезная картина, с огромными сценами. Там есть и коронация Николая II, и Ходынка. Я уверен, что там ничего нет оскорбляющего чувства», – отметил режиссер.

Но, как ни странно, все усилия противников ленты во главе с депутатом Госдумы Натальей Поклонской обернулись для фильма мощной PR-компанией. В первую неделю проката картину с аншлагом показали в кинотеатрах по всей стране.

Похожая ситуация сложилась и со спортивной драмой «Движение вверх» о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде 1972 года. Родственникам игроков не понравился сценарий. Слишком много фактических неточностей, утверждали они и со своими претензиями даже обратились в суд. Создателям фильма пришлось поменять фамилии нескольких персонажей.

«Такие вещи не могут не огорчать, потому что я много раз повторял, я в этом уверен, что ни один участник съемочной группы, ни один актер, ни один продюсер, ни режиссер, ни оператор даже в мыслях не хотели каким-то образом обидеть или оскорбить уважаемых родственников. Наоборот, хотели возвысить, сделать легенду про них», – сказал режиссер Антон Мегердичев.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Цифровой город Балыкчи лидер по информационным технологиям

В результате лента стала самой кассовой в истории российского кино. Картина «Движение вверх» заработала более двух миллиардов рублей. Некоторые зрители даже по несколько раз ходили в кино. Как говорят кинокритики, даже дурная слава может сыграть на руку.

«Любой черный пиар все равно пиар. Но, к счастью, российский зритель уже дошел до того состояния, когда качество кино доминирует над количеством скандалов», – считает кинокритик Давид Шнейдеров.

Но предсказать заранее, что больше повлияет на успех того или иного фильма – звездные актеры или провокации, – невозможно. Фильму «Лето» Кирилла Серебренникова, например, скандалы не очень помогли. Артхаусная лента хоть и получила много призов на кинофестивалях, но в прокате провалилась. Поэтому надеяться, что скандал поможет заработать, режиссерам и продюсерам, не стоит. Качественное кино и без лишней шумихи найдет отклик у миллионов зрителей.

Екатерина Макарова

Загрузка...