— >

Потребительская уверенность «достигла дна»?

Согласно данным Росстата, потребительская уверенность россиян в I квартале 2019 года уменьшилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, до -16 пунктов. Наибольшее снижение наблюдается у молодежи в возрасте до 30 лет — в 5,5 раза.

По оценкам аналитиков, сейчас не самое благоприятное время для покупок (-29 пунктов) и сбережений (-37 пунктов), тогда как год назад эти показатели были -23 и -32 соответственно.

За последний год ухудшились и настроения граждан в части собственного благополучия. В числе факторов, повлиявших на настроение россиян, эксперты называют пенсионную и налоговую реформы. Свою роль также сыграло повышение кредитных ставок и ослабление рубля.

Несмотря на внешнее благополучие в виде стабильности курса рубля, интерес иностранных инвесторов к облигациям федерального займа, а также высокие цены на нефть и снижение темпов инфляции, финансовое самочувствие граждан не улучшилось.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Я несу груз! Я грузовик! — человек с диваном в возмущенной пробке

Падение потребительской уверенности россиян в 2019 году объясняется тем, что в 2018 году власти пытались увеличить доходы населения в связи с предвыборной кампанией, считает экономист Сергей Хестанов.

Как объясняет эксперт, в прошлом году власти всячески стремились повысить доходы граждан и поскольку в прошлом году показатель рос, то сейчас он закономерно снижается.

В дальнейшем, по мнению Хестанова, динамика показателя будет напрямую зависеть от результатов развития экономики РФ. В случае, если власти добьются роста, тенденция может измениться. Если же существенных изменений не произойдет, тренд сохранится.

Именно сохранение текущих тенденций и предполагает базовый сценарий, что закономерно, ведь изменения, как правило, происходят гораздо реже, чем их ждут.

Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования уверен, что индекс потребительской уверенности «оттолкнется от дна». Он убежден, что ожидания россиян могут подняться к концу года. Однако залогом такого развития событий он называет отсутствие в стране новых потрясений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Процесс по делу Роберта Мусина снова перенесли – из-за неявки свидетелей

По мнению эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, надежда на повышение уверенности россиян в завтрашнем дне заключается в крупных государственных инвестициях в рамках национальных проектов.

Индекс потребительской уверенности представляет собой экономический индикатор, составляемый по результатам соцопросов. Он иллюстрирует оценку населением общего экономического состояния. Данный показатель также демонстрирует степень уверенности граждан в завтрашнем дне, в стабильности своих доходов и способности совершать необходимые покупки.

Ранее свой индекс потребительской уверенности россиян представил The Conference Board и Nielsen. Согласно представленным данным, в первом квартале текущего года данный показатель пробил очередное дно, рухнув до 62 пунктов. Это исторический минимум. Предыдущий (63 пункта) был зафиксирован в первом и четвертом кварталах 2016 года. В последнем квартале прошлого года индекс составлял 65 пунктов, а накануне кризиса 2014 года — 83 пункта.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В больнице №7 в Казани произошло аварийное отключение электроэнергии

Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, почти половина россиян (49%) довольна своей жизнью. Недовольство своим положением выразили 22% респондентов, а больше четверти (28%) отметили, что уровень жизни устраивает их отчасти.

«Выше среднего» материальное положение своих семей оценили лишь 14% россиян. Большая часть (61%) считает свой достаток средним, еще четверть оценивает его как плохое. Примерно столько же респондентов (28%) считают, что ниже среднего сейчас находится и экономическое положение России.

Заметим, что, по оценка Всемирного банка, около 60% россиян испытывают трудности с погашением долгов, наибольшие сложности отмечаются у заемщиков, которые взяли кредиты и в банках, и в микрофинансовых организациях. 50% из них экономят на продуктах, отказываясь от дорогостоящих наименований.