Почему наши дети не умеют игратьЧасто можно услышать, как люди старшего поколения говорят: «Вот в наше время дворы звенели от детского смеха. В каждом дворе бегала толпа ребятни. А сейчас? Вон сколько понастроили разных детских площадок, а детей на них увидишь не часто!»

Как обстоят дела с умением детей играть

Недавно московские психологи провели эксперимент. Они предложили детям самостоятельно поиграть под наблюдением взрослых. К удивлению наблюдающих практически все игры свелись к совершенно обычным. Девочки играли в «дочки – матери» и в куклу Барби, с примитивным сюжетом: одеть, покормить, спать уложить.
Мальчики, как обычно, защищались и нападали друг на друга. Причем они не могли внятно объяснить, кто от кого защищается, и кто на кого и за что нападает.
Но большинство детей не захотели принять участие в играх с другими ребятами.

Они предпочли заниматься просто различными видами деятельности в одиночку: рисовать, играть в машинки, собирать конструктор «Лего» или кидать мяч.
Вывод оказался неутешителен: дети совершенно не умеют играть в игры, где нужно брать на себя определенные роли и придумывать сюжет игры. А уж если они все-таки играют вместе, то не могут придерживаться выбранных ролей, не могут развивать сюжетную линию игры, не могут строить отношения в игре между собой.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Матрас для двуспальной кровати: особенности выбора изделия

Кроме того, в привычные вроде совсем недавно игры, такие как: в космонавтов, магазин, столовая, в шоферов, дети практически не играют. Им больше нравится обыгрывать сюжеты из мультфильмов и кинофильмов, представляя себя кисками, собачками, спайдерменами, бэтменами и другими популярными супер-героями. Но, даже играя в то, что им хорошо знакомо, выполняют только примитивные действия, не выстраивая сюжета и не доводя игру до логического завершения.

Причины, почему дети не умеют играть

На вопрос: «Почему дети не умеют играть?» у родителей, как правило, два варианта ответа: «Да вы что?! Сейчас стало так опасно отпускать ребенка на улицу. Новости так и кишат разными терактами и маньяками! Вдруг что случится!» Или: «Не могу заставить ребенка выйти погулять. Все время он проводит за компьютером. Ему неинтересны дворовые игры».

Бабушки и молодые мамочки, гуляя на детской площадке с малышами, далеко не благосклонно смотрят на групповые игры: вдруг кто-то кого-то толкнет или обидит их кроху. Поэтому, подрастая, дети не умеют играть в общие с другими ребятами игры, в так называемые коллективные игры (аэрохоккей, настольный футбол). Они привыкли быть одиночками. Они не знают считалок, не представляют себе, что такое водить, не понимают и не принимают правил игры, не могут договариваться с товарищами по игре. А учителя потом жалуются, что ребенок не умеет вести себя на уроке: вскакивает, не слушается, разговаривает, ходит по классу и мешает другим детям заниматься.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Подари Ему тепло этой зимой

На этапе подготовки к школе родители склонны так загрузить ребенка различными кружками, что ему, бедолаге, и вздохнуть-то некогда. По их мнению, тот детский сад лучше, где не в игры играют, а занятиями нагружают, готовят к школе.
В детском саду и школе педагоги тоже поощряют усидчивость. Детей постоянно подстерегают окрики: «Не вертись! Не бегай! Сиди смирно!» Получается, что современному ребенку негде удовлетворить потребность в движении, заложенную самой природой.

Вот дети и вынуждены выплескивать свою энергию, сидя за компьютером. Взаимодействовать со сверстниками намного сложнее, чем играть в виртуальные игры. Здесь ребенок сам себе хозяин и командир: может начинать и прекращать игру, когда ему заблагорассудится, выбирать любую роль, выполнять любые действия, не боясь как-либо пострадать. Там ребенок живет полноценной активной жизнью, но, увы, виртуальной. Со временем ребенок превращается в малоподвижного «старичка», у которого расслабленное, безвольное тело. Так семья и школа производят «засиженных» детей.

Опасные последствия «не доигранного» детства

Не умеющие играть дети, растут неполноценными в эмоциональном и социальном плане. Они безвольны и лишены самостоятельности. И это не пустые слова.
В игре ребенок, как известно, развивается, адаптируется к предстоящей взрослой жизни. Примеряя на себя различные роли, учится взаимодействовать с другими людьми, знакомится с окружающим миром. Если ребенок не наиграется в детстве, то он рискует на всю жизнь остаться незрелой личностью и иметь от этого серьезные проблемы в своей взрослой жизни.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Какое одеяло выбрать лучше – советы от Бюро снов «Барашки»

Играя, дети учатся контролировать свое поведение и подчиняться правилам игры. Если ребенок не играл в игры с правилами, то он не сможет научиться самодисциплине и это влечет за собой определенную опасность: такие дети, став взрослыми, не смогут подчиняться правилам житейского сосуществования, соблюдать, установленные обществом, законы.

Если ребенок не играл в коллективные игры, то он не может заниматься совместной с другими людьми деятельностью, непринужденно вести себя в обществе, разрешать возникающие конфликты. В итоге у него возрастает отчужденность, граничащая с враждебностью по отношению к другим людям.

Не умея играть, ребенок не знает, куда себя деть, чем заняться и от этого испытывает внутреннюю пустоту и неудовлетворенность.

Игра – незаменимый этап в развитии ребенка. Играть малышу жизненно необходимо. И для родителя самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре – начать играть самому. Не нужно объяснять ребенку, как играть, а просто взять игрушки и начать играть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here