07:00 2790 Владимир Ленин на прогулке во дворе Кремля. 16 октября 1918 года Владимир Ленин на прогулке во дворе Кремля. 16 октября 1918 года Владимир Бычков, обозреватель Радио Sputnik Владимир Бычков обозреватель радио Sputnik Все материалы К уничтожению памятников первым приложил руку сам Ильич. Пример оказался заразительным. Наверно, так Дон Кихот, увидев очередную мельницу, тут же хватался за копье. Ленинские методы борьбы и в наше время успешно применяют многие соседи России.

emВ этот день, …лет назад/em

Двенадцатого апреля 1918 года был опубликован декрет Совнаркома за подписью Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции».

В нем, в частности, говорилось, что дореволюционные памятники, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью утилизации. (Причем в документе ничего не говорилось о создании, скажем, экспертной комиссии, которая бы дала оценку и определила критерии этого «интереса»).  /  Установление Советской власти на территории России. Агитационный поезд «Октябрьская революция». 1918 г Установление Советской власти на территории России. Агитационный поезд Октябрьская революция. 1918 г Установление Советской власти на территории России. Агитационный поезд «Октябрьская революция». 1918 г

Другим пунктом декрета предписывалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции».

О мобилизации художественных сил – позднее. А сейчас о последствиях декрета по сносу памятников. Первым подал пример (и приложил руку!) сам Владимир Ильич. 1 мая 1918 года он принял участие в уничтожении в Кремле памятника-креста, воздвигнутого на месте убийства великого князя Сергея Александровича.

Комендант Кремля вспоминал:

«Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:

– Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник.

Я сокрушенно вздохнул:

– Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.

– Ишь ты, нашел причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Российские корабли следят за американским эсминцем в Черном море

– Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки.

Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.  /  Церемониальный марш-парад солдатских и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год Церемониальный марш-парад солдатских и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год Церемониальный марш-парад солдатских и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год

– А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.

– Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич.

Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам»…

Да что там памятники! Ленин говорил: «На Россию нам наплевать». (И действительно «плевали»!). По его замыслу: Россия – это только территория и население. Эти природные и людские ресурсы должны быть брошены во вселенский пожар ради победы «мировой революции».

Вскоре будут повсеместно снесены не только памятники императорам, скажем, Александру II или Александру III (поквитался за брата?), но и Ивану Сусанину в Костроме, герою войны за освобождение Болгарии от османского ига генералу Скобелеву. Но это только начало. Позднее, в 1920—1930-х годах, будут снесены: колонна Славы в Санкт-Петербурге в честь победы в русско-турецкой войне, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского, в Севастополе – усыпальница флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, в Киеве – памятники святой Ольге и Столыпину, во Владивостоке – адмиралу Завойко, в Хабаровске – графу Муравьеву-Амурскому. В Суздале – усыпальница князя Дмитрия Пожарского, в Херсоне – памятник светлейшему князю Потемкину-Таврическому, в Новочеркасске – атаману графу Платову… Да разве все потери перечислишь? Кстати, досталось и многим генералам-героям Отечественной войны 1812 года. Интересно, как «слугам» царизма или просто за компанию?..  /  КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Цыденов призвал наказать виновных в смерти мужчины в палате для психбольных

Теперь о советской монументальной пропаганде. Долго судили да рядили. Итоговый список, опубликованный за подписью Ленина 2 августа 1918 года в «Известиях», состоял из 66 фамилий в 6 частях (три шестерки – нарочно, что ли?). Первая часть, конечно, пламенные революционеры. Начинался список со Спартака, Тиберия Гракха и Брута. Далее шли непременные и неразлучные Маркс с Энгельсом, а также Робеспьер с Дантоном (притом что первый казнил второго, или уже было некое предчувствие?), Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев и даже Фурье с Сен-Симоном. Вторая часть – писатели и поэты. В списке: Лев Толстой, Достоевский (за «Бесов», что ли, он удостоился такой чести?), Лермонтов, Пушкин… В часть, где разместили художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов (и это при том, что первый – «богомаз», а второй – почти что тоже самое). А в списке артистов всего две фамилии – Комиссаржевская да Мочалов (наверно, своих «артистов» хватало с избытком). А потом на заседании комиссии при СНК от 22 августа 1918 г. было принято решение: «Ассигновать Народному комиссариату просвещения Отделу изобразительных искусств на постановку в Москве и Петербурге 80 (а цифра-то с каждым декретом растет! – мое прим.) памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, литературы, науки и искусства авансом в счет сметы второго полугодия 1918 г. 560000 руб. с зачетом в эту сумму ассигнованных на тот же предмет 200000 (двухсот тысяч)». Деньги немалые. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров. Да вот материал-то был плохонький – в основном гипс и низкокачественный бетон. Разруха!.. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что враги советской власти подорвали. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма скульптором Б.Д. Королевым, действительно взорвали. Анархисты. Видно, очень оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился. Владимир Ленин в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом субботнике. 1 мая 1920 года Владимир Ленин  в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом субботнике. 1 мая 1920 года Владимир Ленин в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом субботнике. 1 мая 1920 года Вспоминается анекдот. Париж, начало XX века. К художнику-авангардисту зашел его приятель, спрашивает: «Над чем работаешь?» Тот отвечает: «Да вот только-только портрет своей возлюбленной закончил». И показывает его приятелю. Тот долго смотрел, а потом говорит: «Надо же так измордовать любимую женщину!»... Всех ошарашил (тут даже слово «поразил» не подходит) Меркуров, предложивший проект памятника «Карл Маркс, стоящий на четырех слонах». Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило. А жаль! А в 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в «Известиях» о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: «В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой... Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников». Да, эта ленинское рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. Впрочем, композиция понятна. А представляете себе Ленина в римской тоге?! Чересчур? А если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов? Но хочу отметить другое: Красин все это говорил вполне серьезно – без единой капельки мудрой и спасительной самоиронии… Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018  Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018 Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018 А ведь еще были и монументальные агитки-надписи: «Религия — опиум для народа», «Кто не работает, тот не ест»... Эти лозунги позднее удачно, с иронией будут воспроизведены в фильмах Л.И. Гайдая «12 стульев» и «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Или вот еще лозунг –"Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом". Видел эскиз этого барельефа. Он представляет собой некую архаичную фигуру человека с палкой, очень похожего на классическое изображение неандартальца. А крест великому князю Сергею Александровичу в Кремле все-таки восстановили. Кстати, автором снесенного Лениным сотоварищи памятника был Виктор Михайлович Васнецов. Эх, чудо-богатыри!.. strongАвтор Владимир Бычков, радио Sputnik/strong

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ЦИК Казахстана занялся усовершенствованием системы голосования